Академия Arzamas составила путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры. В путеводителе 21 город, среди которых Казань, конечно. Редакция попросила 15 исследователей написать и об истории зданий, ярких образчиков наследия татарской архитектуры. Публикуем текст про три ярких казанских здания.
Усадьба Валиуллы Гизетуллина («Вали-бая»)
Фото: Анна Кудрявцева / Wikimapia
Один из наиболее характерных представителей татарского купеческого дома — усадьба «Вали-бая», яркий образец сочетания приемов классицизма с народной архитектурой. Усадьба примыкает к мечети «Марджани».
Это угловой жилой дом с мезонином и мансардой на цокольном каменном этаже. На том же участке стоит несколько двухэтажных кирпичных зданий разного назначения.
По сути, усадьба «Вали-бая» — это комплекс жилых, складских, хозяйственных, служебных и торговых помещений, объединенных в единое целое переходами. Дом был построен в 1823 году купцом Ядыгаром Ишимовым. В 1870-е годы дом купил купец второй гильдии Валиулла Гизетуллин (Вали-бай), сколотивший состояние на торговле чаем и хлебно-бакалейными товарами.
Вали-бай был важным членом казанской общины, меценатом, гласным городской думы, членом губернского присутствия и татарского сиротского суда.
Театр имени Галиаскара Камала
Фото: Wikimedia Commons
Фасад имеет множество балконов, лестниц и широкую палубу с двумя рядами галерей. В самом здании располагается просторный многоярусный вестибюль-фойе с антресолями, зимний сад, большой двухярусный зал на 1 050 зрителей с хорошо просматриваемой сценой, малый зал-амфитеатр для экспериментальных постановок, театральный музей.
Лабиринты коридоров и дверей в служебных помещениях создают эффект татарской усадьбы XIX века с ее запутанной закрытой планировкой. Так, например, попасть на самую верхнюю часть здания театра (семь этажей) с нижнего яруса нельзя, а выход на лестницу есть только из внутренних помещений театра.
Театр строили больше 15 лет — работы завершили к столетию татарского поэта Габдуллы Тукая, в 1986 году, а открылся он в 1987-м. Террасы большой площади с фонтанами перед театром, которые спускаются к воде и причалам, дополнили романтический образ корабля.
Театр назвали в честь успешного, дерзкого и (когда-то) молодого писателя, журналиста, публициста, издателя, переводчика, драматурга, театрального деятеля, актера и режиссера Галискара Камала, разумеется. Вот его история.
Мечеть «Марджани»
Фото: Виртуальный музей ВОв Республики Татарстан/A. Savin / FAL
Мечеть построена в стиле петербургского барокко в 1767–1770 годах. Для ее возведения понадобился отдельный именной указ царицы Екатерины II. До этого строительство мечетей в городах Российской империи было под фактическим запретом. Указ знаменовал собой «оттепель» во взаимоотношениях с казанскими татарами и другими мусульманскими подданными империи.
Архитектором мечети стал Василий Кафтырев — автор первого Генплана Казани и впоследствии казанский губернский архитектор. Мечеть возводилась вскладчину, на средства всей общины, в отличие от других мечетей Казани, которые строились на деньги конкретных меценатов.
В композиции мечети «Марджани» нет характерной для стиля барокко строгой симметрии, минарет расположен ближе к северному торцу здания. Фасадные капители над пилястрами, выполненные привычно в ионическом стиле, в деталях не повторяют одна другую. У мечети традиционный минарет на крыше, но в первозданном виде он не сохранился.
Отдельного упоминания заслуживает забор вокруг мечети, который появился в 1880-е годы, — с толстыми стенками и столбами, выстроенными так, что они похожи на минареты города Булгара.
В Казани есть прекрасные университеты, и у них есть не менее прекрасная история. Читайте историю университетов Казани, чтобы узнать нескучные факты.