Академия Arzamas составила путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры

Академия Arzamas составила путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры. В путеводителе 21 город, среди которых Казань, конечно. Редакция попросила 15 исследователей написать и об истории зданий, ярких образчиков наследия татарской архитектуры. Публикуем текст про три ярких казанских здания.

Усадьба Валиуллы Гизетуллина («Вали-бая»)

Фото: Анна Кудрявцева / WikimapiaФото: Анна Кудрявцева / Wikimapia

Один из наиболее характерных представителей татарского купеческого дома — усадьба «Вали-бая», яркий образец сочетания приемов классицизма с народной архитектурой. Усадьба примыкает к мечети «Марджани».

Это угловой жилой дом с мезонином и мансардой на цокольном каменном этаже. На том же участке стоит несколько двухэтажных кирпичных зданий разного назначения.

По сути, усадьба «Вали-бая» — это комплекс жилых, складских, хозяйственных, служебных и торговых помещений, объединенных в единое целое переходами. Дом был построен в 1823 году купцом Ядыгаром Ишимовым. В 1870-е годы дом купил купец второй гильдии Валиулла Гизетуллин (Вали-бай), сколотивший состояние на торговле чаем и хлебно-бакалейными товарами.

Вали-бай был важным членом казанской общины, меценатом, гласным городской думы, членом губернского присутствия и татарского сиротского суда.

Театр имени Галиаскара Камала

Фото: Wikimedia CommonsФото: Wikimedia Commons

Фасад имеет множество балконов, лестниц и широкую палубу с двумя рядами галерей. В самом здании располагается просторный многоярусный вестибюль-фойе с антресолями, зимний сад, большой двухярусный зал на 1 050 зрителей с хорошо просматриваемой сценой, малый зал-амфитеатр для эксперименталь­ных постановок, театральный музей.

Лабиринты коридоров и дверей в служебных помещениях создают эффект татар­ской усадьбы XIX века с ее запутанной закрытой планировкой. Так, например, попасть на самую верхнюю часть здания театра (семь этажей) с нижнего яруса нельзя, а выход на лестницу есть только из внутренних помещений театра.

Театр строили больше 15 лет — работы завершили к столетию татарского поэта Габдуллы Тукая, в 1986 году, а открылся он в 1987-м. Террасы большой площади с фонтанами перед театром, которые спускаются к воде и причалам, дополнили романтический образ корабля.

Театр назвали в честь успешного, дерзкого и (когда-то) молодого писателя, журналиста, публициста, издателя, переводчика, драматурга, театрального деятеля, актера и режиссера Галискара Камала, разумеется. Вот его история.

Мечеть «Марджани»

Фото: Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан/A. Savin / FALФото: Виртуальный музей ВОв Республики Татарстан/A. Savin / FAL

Мечеть построена в стиле петербург­ского барокко в 1767–1770 годах. Для ее возведения понадобился отдельный именной указ царицы Екатерины II. До этого строитель­ство мечетей в городах Российской империи было под фактическим запретом. Указ знаменовал собой «оттепель» во взаимоотно­шениях с казанскими татарами и другими мусульманскими подданными империи.

Архитектором мечети стал Василий Кафтырев — автор первого Генплана Казани и впоследствии казанский губернский архитектор. Мечеть возводилась вскладчину, на средства всей общины, в отличие от других мечетей Казани, которые строились на деньги конкретных меценатов.

В композиции мечети «Марджани» нет харак­терной для стиля барокко строгой симметрии, минарет расположен ближе к северному торцу здания. Фасадные капители над пилястрами, выполненные привычно в ионическом стиле, в деталях не повторяют одна другую. У мечети тради­ционный минарет на крыше, но в первоздан­ном виде он не сохра­нился.

Отдельного упоминания заслуживает забор вокруг мечети, который появился в 1880-е годы, — с толстыми стенками и столбами, выстроенными так, что они похожи на минареты города Булгара.

В Казани есть прекрасные университеты, и у них есть не менее прекрасная история. Читайте историю университетов Казани, чтобы узнать нескучные факты.


Еще новости





загрузить еще