
Это сейчас ради велосипедистов перекрывают целые Миллениумы, а в конце 19 века веловодителям запрещалось ездить даже по тротуарам. Да, правил было достаточно и больше: в парках не кататься, без госномеров на улицах не появляться, с каретами наперегонки не ездить. Скукота!
Рассказываем о том, как приживались велосипеды в Казани.
Велосипедисты сдавали экзамен на права
Предполагают, что велосипеды покатили по городу в конце 19 века. Их продавали на Большой Проломной (Баумана) в магазине Остермана, известного казанского торговца оружием. Именно. Дело в том, что он увлекался техникой и торговал всем: от револьверов до автомобилей.
В то время люди встретили велосипеды примерно так же, как мы пару лет назад электросамокаты: они не упускали возможность обсудить, где, кто, кого и когда сбил.
Вот что писали «Волжском вестнике» в 1894 году:
«По горе, ведущей из леса в село Васильево, поднимался на велосипеде молодой человек. Навстречу ему ехал крестьянин на лошади. Лошадь испугалась велосипеда, заметалась, налетела на велосипед, опрокинула его и понеслась с горы, пугая идущих по дороге дачников. Один из них произнес речь в том смысле, что велосипедистам не следует кататься там, где проезжают лошади».
А такую новость опубликовала «Вечерняя почта» в 1909-м:
«На Воскресенской улице едва не произошло столкновение велосипедиста с дамой. Последняя едва успела отскочить в сторону. Велосипед не имел даже зажженных сигнальных фонарей».
Сигнальные фонари — одно из миллиона правил, которым должны были следовать велосипедисты. Все было серьезно. Город придумал устав и создал Казанское общество велосипедистов-любителей. Его эксперты и полицейместер принимали экзамен у веловодителей и выдавали им права.
Правил было больше, чем велосипедов на улице
Представьте себя велосипедистом того времени. Вы сдаете на права, получаете именное удостоверение, крепите на сиденье госномер — и поехали по Казани 19 века. Только не забудьте про правила:
1. С собой обязательно возите звонок или рожок. Ночью — фонарь.
2. Не гоняйтесь с другими велосипедистами или экипажами. Запрещено.
3. Держитесь ближе к тротуару. Там, где меньше конного и пешего движения. Лучше справа.
4. При встрече с экипажами, пешеходами или другими велосипедистами в знак приветствия снимайте шляпу. Ладно, без шуток: просто заранее посигнальте. В случае безуспешности сигнала предупредите возгласом: «Берегись!»
5. Если вокруг большая публика или скопление экипажей, сойдите с велосипеда и идите пешком.
6. Если видите, что лошадь испугалась велосипеда, сойдите снова. Пожалейте животное.
Все иллюстрации: e-Kazan
7. Ближе к повороту или перекрестку замедляйтесь.
8. Если рядом другие велосипедисты, езжайте друг за другом на расстоянии примерно двух метров.
9. Забудьте слово «тротуар». Вообще. Ездить по нему и даже просто вести по нему велосипед запрещено.
10. И не катайтесь в парках. Любых, кроме Черноозерского.
11. Не удивляйтесь, если в каком-то районе запретят кататься. Это могут сделать при ожидаемом проезде особ императорской фамилии. Впрочем, ничего удивительного.
12. Последнее: распечатку этих правил возите с собой — вместе с правами.
***
Двухколесный транспорт появился в Казани полтора века назад, а приличная сеть велодорожек где-то задерживается. Ну ничего, велосипедизация уже летит к нам, пусть и со скоростью трехколесного велосипеда. Когда-нибудь в городе появятся эти четыре маршрута.
Источники: экскурсовод Екатерина Хабарова и «Реальное время»