Два года назад Казань потратила 25 000 000 рублей на разработку новой транспортной схемы. Московский НИИАТ проделал сумасшедшую работу, но зря. Город отказался от проекта, хотя москвичи пугали: если ничего не делать, Казани грозит транспортный коллапс уже к 2025 году.
Время идет, и есть ощущение, что ничего не меняется. Автобусы живут своей жизнью, новые станции метро где-то прячутся, а некоторые районы не вылезают из пробок.
Чувство тревоги заставило нас стряхнуть пыль с многотомного труда НИИАТ и вспомнить их предсказания и советы.
Фото: Денис Гордийко/kzn.ru
Итак, что они выяснили
1. Существующая маршрутная сеть Казани соответствует всем стандартам. Она достаточно удобная.
2. Но очень дорогая в обслуживании. Если оставить все как есть, это может привести к печальным результатам. Перевозчики не смогут предоставлять услуги на должном уровне.
3. Если казанцы продолжат активно покупать машины, – а они будут это делать, – к 2025 году наступит тот самый транспортный коллапс. Когда на 1 000 человек будет 350 авто, 9-балльные пробки в Казани станут нормой. Звучит ужасно.
И что предложили
Фото: Air@t/skyscrapercity.com
1. Ничего не трогать, но повысить стоимость проезда в два раза – до 49 рублей. Или каждый год выделять по 4,5 млрд рублей.
2. Укоротить автобусные маршруты и привязать их к станциям метро, транспортно-пересадочным узлам или трамвайным остановкам. Смысл предложения – загрузить метро, которое убыточно.
3. Сократить дублирующие друг друга маршруты с 15-20 до 4-5. Их станет меньше, а количество автобусов снизится вдвое – с 843 до 475.
4. Настроить светофоры на перекрестках на общественный транспорт. То есть чтобы автобусы и троллейбусы чаще встречали зеленый свет.
5. Специальные остановочные павильоны, где можно оплатить проезд перед посадкой в транспорт.
6. Ввести длинные автобусы и троллейбусы («гармошки») с вместимостью до 300 пассажиров.
7. Организовать шесть скоростных маршрутов: три трамвайных и три маршрута метробусов. О последних Казань дико мечтает и уже мысленно проложила возможные линии.
Прочитав все это, мэрия поблагодарила институт за большую аналитическую работу, но сказала нет. Новая транспортная система обошлась бы в астрономическую сумму – 15,5 млрд рублей. Поэтому Казань разберется как-нибудь сама.
Перевозчики пока не замахнулись на 49 рублей за проезд, но от 40 бы не отказались.