О гостеприимстве казанцев слагают легенды, а Эдуард Турнерелли написал книгу. Он приехал из Лондона, преподавал в Казанском университете и записывал о казанцах все. О его приезде тактично молчат, потому что он обидел всех своей книгой и устроил скандал городского масштаба.
Турнерелли создал альбом рисунков и стал звездой
Эдуард Турнерелли родился в Лондоне, учился в Ирландии и в 1837 году приехал работать лектором в Казанском университете. Когда Турнерелли собирался в поездку, он ничего не знал о городе. Максимум, что выдавали его знакомые – невероятные слухи о диком восточном крае. Так он решил рассказать правду о Казани всем – начал записывать и зарисовывать впечатления.
Башня Сююмбике
Казанская крепость
Рисунки стали настолько популярными, что Турнерелли получил благодарственное письмо и бриллиантовый перстень от правительства. Но однажды все изменилось.
Турнерелли хотел повторить успех, но раздул скандал
Турнерелли решил повторить успех рисунков и снова бросился в творчество: собрал записи о Казани в одну развлекательную книгу на французском «Kasan et ses habitants» («Казань и ее жители»).
Воскресенская улица
Турнерелли описал сказочную страну со странным климатом, дикой природой и вечеринками 24/7: «Для тех, у кого счастье жизни состоит в пирах и празднествах, кто любит бывать на балах, наносить визиты или принимать гостей, наконец, для тех, у кого счастье связано с шумными удовольствиями, Казань – настоящее Эльдорадо». Больше похоже на описание Профсоюзной по выходным.
Вид Казани во время разлива
Трудолюбивые и эрудированные казанцы, конечно, не оценили 12 глав резких слов о костюмированных балах, спектаклях и вихре удовольствий. Добило искреннее удивление Турнерелли тому, что в Казани есть университет. Раздулся скандал городского масштаба.
Англичанин уехал и больше не возвращался
Казанцы затеяли травлю: устраивали анонимные протесты и требовали запретить книгу.
Турнерелли защищался как мог, но общественное мнение было неумолимо. Англичанину пришлось уехать на родину: надежд на удачную карьеру в России не осталось. Жаль Турнерелли не сказали, что казанцы добрые, милые и гостеприимные, но очень обидчивые.
Возможно, книга Турнерелли провалилась, потому что он плохо разбирался в казанских явлениях. По крайней мере, есть восемь самых популярных. Нам приходится иметь дело с ними каждый день.