Вы наверняка видели мосты Булака и таблички с их названиями: Булачный, Романовский, Жарковский и другие — их установили здесь к тысячелетию города, когда решили восстановить исторические названия мостов. В 2017 году у этих табличек появились таблички-напарницы на татарском языке. А что сегодня? А сегодня мы решили рассказать, когда и при каких обстоятельствах появились мосты казанского аналога петербургских каналов — Булака.
Изначально почти все они были деревянными (исключение — Лебедевский), а значит, непостоянными. Пожары и наводнения время от времени нарушали их спокойное существование, из-за чего мосты приходилось реконструировать или восстанавливать с нуля. Такими, какими мы знаем их сегодня, они стали в 1940-1950-е, когда деревянные конструкции заменили железобетонными.
Пройдемся по каждому мосту, начиная от улицы Татарстан и двигаясь к площади Тысячелетия.
Булачный мост
Между Пушкина и Татарстан

В начале 20 века часть дороги по нынешней улице Татарстан была мостом. Первый булачный «браслет» соединял Евангелистовскую улицу и улицу Куйбышева (Татарстан и Пушкина), татарскую и русскую части города.
Превращение моста в дорогу началось в 1904 году, когда его объединили с плотиной озера Кабан и расширили, чтобы пустить по нему дополнительные трамвайные маршруты. А завершилось в 1980-е во время строительства театра Камала и площади перед ним. Теперь о том, что когда-то здесь был самостоятельный мост — Булачный, а в прошлом Евангелистский и Татарский, — напоминает только табличка.
Батуринский мост
Между Университетской и Парижской Коммуны

Эту точку на карте Казани в начале 19 века поставили братья Иван и Игнат Батурины, владельцы торговых бань, также известных любителям казанской истории как «Меркуловские». Они построили мост через Булак и назвали его в честь отца — купца-мецената Ульяна Батурина, который владел тремя домами, номерами «Гамбург» на Кремлевской и «Верхнесеребряным питейным домом» на Миславского. А еще он неоднократно жертвовал деньги в казну. Добавим этой истории капельку прагматичности: построили мост, чтобы привлечь новых клиентов в торговые бани.
Кстати, мост был известен и под другим названием — Сенной. Это отсылка к Сенному базару, находившемуся неподалеку.
Дегтяревский мост
Между Астрономической и Галиаскара Камала

Подарил казанцам пару интересных фактов.
Первый про Державина: задолго до того, как принять задумчивую позу в Лядском саду, он прокатился по Булаку. Не сам Державин, а его бронзовая копия. Она пришвартовалась у моста и простояла здесь некоторое время до того, как оказаться в университетском дворе рядом с Анатомическим театром. В «Волжском вестнике» Загоскина уточняется, что толпы любопытных казанцев «в течение целой недели стекались на Булак, чтобы взглянуть на “богатыря”, как называл народ диковинную для него бронзовую фигуру. 15 мая в 4 часа дня статуя поэта была выгружена на берег против здания второй гимназии, и немедленно народом без помощи всяких технических приспособлений втащена на гору и затем на университетский двор…».
Второй: младшая дочь человека, подарившего мосту свою фамилию, стала героиней романов Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Сложная история замужества познакомила известную казанскую красавицу с будущим писателем Мельниковым-Печерским, «поместившим» Марию на страницы книг.
Романовский мост
Между Кави Наджми и Мартына Межлаука

Известный также под другим именем — Варламовский, в честь Варламовской церкви, находившейся поблизости. У нынешнего названия есть несколько теорий происхождения: в честь купцов Романовых, городского главы Кузьмы Романова или, возможно, в честь казанского архитектора Петра Романова.
В конце 19 века, когда мост был еще деревянным, его украшали павильон и резная изгородь с надписью «Романов». А знакомые чугунные перила появились лишь в 1950-е.
Последние полгода мост реконструировали, из-за чего проезд и проход по нему был полностью закрыт. Все ради ремонта опоры моста, обновления дорожного покрытия, пешеходной зоны, ограждений и бордюров. Завершить планировали к 20 ноября, но сделали это раньше — пару дней назад мост «заработал».
Лебедевский мост
Между Мусы Джалиля и Тази Гиззата

Единственный мост Булака, который пропустил деревянную стадию, потому что его сразу построили каменным. Он появился на этом месте в 1907 году, хотя должен был появиться на шесть лет раньше.
В 1901 году городской глава Александр Лебедев решил сделать кое-что полезное для города — построить на Булаке первый каменный мост, которому не страшны наводнения и пожары. Правда, решение он принял самовольно, направив 8 000 рублей, выделенных на ремонт трех ветхих мостов протоки, на строительство одного каменного. Денег не хватило, проект не завершили, а Лебедева начали критиковать. Достраивать пришлось на свои средства. Отсюда, кстати, и одно из народных названий — мост Слез, пролитых за потраченные деньги.
Если окажетесь на Лебедевском мосту, посмотрите под ноги — увидите старинную брусчатку, которую обнаружили в 2017 году во время реконструкции. Много лет она была законсервирована под асфальтом, но ремонт дороги и неравнодушные казанцы помогли ей оказаться на поверхности.
Ложкинский мост
На Чернышевского

Перед вами самый широкий среди мостов Булака — Гостинодворский или Владимирский, более известный нам как Ложкинский, построенный купцом Василием Ложкиным. В 1848 году он пожертвовал собственный каменный дом на Черноозерской улице для городской богадельни, которая простояла до 2004 года. Сейчас уже ни дома, ни богадельни нет, теперь на этом месте стоит жилой дом.
Вернемся к мосту. Несмотря на то, что он был деревянным, в начале 20 века по нему катались трамваи. Рискнули бы прокатиться?
Жарковский мост
На улице Ташаяк у площади Тысячелетия

Не ищите седьмой мост Булака — его разобрали еще в 1950-е, но табличка о том, что когда-то у площади Тысячелетия находился первый разводной мост, до сих пор хранит память о нем. На ней, правда, об этом не написано, так что возьмем эту роль на себя.
Итак, в 1799 году купец Иван Жарков сделал подарок городу — построил разводной мост. Да, почти как в Питере, только в Казани. При помощи специального цепного механизма его приводили в движение вручную. Но в 1815 году мост сгорел, а его место заняла деревянная конструкция, которую почти каждый год перестраивали, пока, как уже сказано, окончательно не разобрали в 1950-е.
Этим летом у таблички на месте моста появился шанс стать чем-то большим. Возможно, мост восстановят и сделают его частью прогулочную зоны от ЦУМа до Кремля.
***
В Казани есть еще несколько интересных мостов, например, Миллениум. Вы знаете, сколько весит его «М»? А мы знаем.