Казанцы, пусть и изредка, но делятся на две половины. Первая половина горожан ругает город за пробки и мечтает о хайвэях шириной с Куйбышевское водохранилище, другая половина радуется, что наш город красив и благоустроен и советует первым хотя бы раз съездить в соседние регионы. Чтобы в очередном споре было, чем прижать оппонента, предлагаем наглядное сравнение Казани с Нижним Новгородом.
Нижегородский Кремль красный – это первое отличие, которое бросается в глаза по сравнению с нашим, белокаменным. Наш Кремль древнее, существует еще с X века, а нижегородский заложен в 1505 году.
Многокилометровая набережная вдоль Волги и парк на берегу – объект зависти многих казанцев. Конечно, к Универсиаде обещают причесать и красиво уложить весь правый берег Казанки, но пока что в Казани пройтись вдоль реки если и можно, то с трудом (и то не везде). Нижегородская набережная ухожена и опрятна, опоясывает кремлевский холм и находится на возвышенности, откуда открывается замечательная панорама. С набережной можно подняться по Чкаловской лестнице в виде восьмерки – объекта гордости нижегородцев, пройтись по огромному старому парку. Казань же может противопоставить только парк «Кырлай» на берегу, аквапарк «Ривьера» и остатки былой роскоши парка Горького.


Центральной пешеходной улице Баумана в Нижнем Новгороде соответствует улица Большая Покровская, тоже пешеходная. На вид она опрятней, дома лучше сохранились, а архитектура их более гармонична.
Со счетом 18:15 казанский общественный транспорт выигрывает у нижегородского: билет на автобус в Нижнем Новгороде стоит 15 рублей, а на трамвай, троллейбус и метро – 12 рублей. Для казанца эти цены уровня 2010 года, так что проехаться на автобусе в Нижнем для казанца будет как отправиться в прошлое. Ощущение усугубляет автобусный парк: ЛиАЗы и ПАЗы заставят казанца ностальгически вздохнуть о тех временах, когда по улицам Казани еще не ездили красные китайские драконы.
К трамваям в Нижнем Новгороде относятся трепетней, чем в Казани: трамвайная сеть довольно обширна. Особенностью нижегородского трамвая являются крутые горки, по которым ему приходится съезжать. Вполне годится для небольшого аттракциона между делом.
Несмотря на то, что Новгород – Нижний, метрополитен здесь залегает неглубоко, так же, как и в Казани. Но наше метро может похвастаться тоннелем под рекой, а в Нижнем метро пока не выходит на другую сторону реки (к концу года обещают пустить метро по мосту над Окой). Зато метрополитен в Нижнем Новгороде длиннее: 13 действующих станций против казанских семи.
Казанское метро берет реванш красотой: с нашими мозаичными Шурале и Су Анасы нижегородское метро соперничать не может и от стыда готово провалиться еще глубже под землю. Станции в нижегородском метро мрачные, слабо освещены и вообще могут напугать неподготовленного человека мыслями о бункере и ядерной войне. Редкий барельеф с профилями мирового пролетариата и его вождем украшает вестибюли станций – вот и весь декор.
С пробками у нижегородцев проблем не меньше, чем у казанцев. Одна из главных проблем – пробки на мостах. Притом, что автомобильных мостов в Нижнем в общей сложности 6, а в Казани – только четыре (3 дамбы и мост Миллениум). Как видно, количество мостов не очень помогает справиться с пробками.
Кстати, в этом году Нижнему предстоит беспрецедентно-масштабный дорожный ремонт – знакомая и для казанцев новость.
Зато в Казани больше кинотеатров: 12 против 8. И театров в Казани тоже больше. Естественно, нет у нижегородцев громких фестивалей оперы и балета и «Белой сирени». Не говоря уже о грядущей Универсиаде и массовой пропаганде спорта. Казань, естественно, лучше, но некоторый удачный опыт в плане цен на билеты в автобусах или организацию парков на берегу, можно все-таки перенять. Это Казани совершенно не повредит. Кстати, в Нижний можно съездить прямо на выходные — погулять по городу и провести собственное сравнение - нас разделяет всего 400 км, а из Казани ходит прямая электричка с вагонами 1 класса.