Так что там с Мергасовским: его снесут?

О Мергасовском доме все уже забыли, а он, как призрак, продолжает стоять у Черного озера. Там давно никто не живет: в 2017-2019 годах казанские власти с боем выселили всех жильцов. С тех пор знаменитый дом находится на балансе города.

Снести его нельзя (все-таки объект культурного наследия), а ремонтировать не на что. Обещанного богатого инвестора так и не привели: никто не хочет тратить 2,5 млрд рублей на реставрацию.

И что теперь, Мергасовский так и будет гнить или с ним что-нибудь сделают? Вы не поверите, но ответа на этот вопрос нет до сих пор. «Вечерняя Казань» опросила экспертов, и вот что они сказали.

Ян Гордеев, краевед

Считает, что дом нужно снести

«Мергасовский дом смертельно болен. Строили его наспех в тяжелые 1920-е из некачественных материалов. До того, как в 2018 году вокруг дома поставили ограждение, я прошел по нему от чердака до подвалов и знаю, о чем говорю. Ни один инвестор не возьмется сейчас за его реставрацию. У города тоже нет таких денег.

На мой взгляд, республиканскому Комитету по охране объектов культурного наследия нужно подумать, как выйти из патовой ситуации, и в связи с ужасным состоянием здания разрешить инвестору снести его и создать точную копию».

Наталья Топал, Всероссийское общество охраны памятников

Согласна с Гордеевым: здание можно снести

«Наша цель — сохранить все, что возможно. Но если речь идет о том, что состояние здания достигло критической отметки и оно может рухнуть в любой момент, то, возможно, стоит рассмотреть вопрос о его сносе и клонировании».

Сергей Саначин, архитектор

Требует срочного обследования дома

«Мергасовский дом с самого начала оказался инвалидом. Переделки в нем потребовались сразу же после ввода в эксплуатацию, на строителей даже в суд подавали. Сейчас надо не лирику разводить и говорить про знаменитых жильцов и архитектурные достоинства этого дома, а незамедлительно провести обследование конструкций здания и узнать все о его техническом состоянии. От вердикта экспертов будет зависеть судьба памятника».

Олеся Балтусова, помощник президента РТ

Уверяет: даже если дом рухнет, его обязаны восстановить

«Несмотря на расселение, Мергасовский дом по-прежнему считается жилым. По моим данным, суды собственников квартир с исполкомом не закончены, люди там не живут, но оспаривают решение о своем выселении. О переломе ситуации можно будет говорить, когда Мергасовский будет передан на баланс ГЖФ РТ и его смогут выставить на аукцион.

Все ведомства знают о плачевном состоянии дома. Но даже если здание рухнет, его обязаны восстановить! Если, конечно, некие силы не выведут Мергасовский дом из реестра объектов культурного наследия».

Владимир Казанцев, глава пресс-службы мэрии

Говорит, что во всем виноват некий крымчанин

«Вопрос не двигается с мертвой точки, потому что до сих пор не завершилось судебное разбирательство с наследником одного из владельцев квартир. Он не соглашается на предлагаемую исполкомом компенсацию. А мы не можем передать дом в ГЖФ РТ, пока не закончатся суды. Дело осложняется тем, что гражданин проживает не в Казани, а в Крыму».

Ирина Аксенова, архитектор-реставратор

Считает, что Мергасовский можно спасти

«Ситуация запущенная, но не безысходная. Мне доводилось работать с домами на 200 лет старше Мергасовского, и мы их подняли из мертвых. Нельзя отказывать в спасении дому, тем более что способы лечения есть!

При помощи новейших технологий дом еще можно возродить, были бы воля и желание. Но чтобы поставить “больному” окончательный диагноз, требуется полное обследование. Почему его не провели раньше — большой вопрос.

Конечно, бесконечно аварийный дом стоять не может. Если его еще помариновать в таком состоянии, он сам себя уничтожит».


Еще новости





загрузить еще