«Казань Арена» — лилия, Дворец водных видов спорта — волна: что еще мы не замечали в казанских зданиях

«Казань Арена» — лилия, Дворец водных видов спорта — волна: что еще мы не замечали в казанских зданиях

«Что хотел сказать автор» — эти слова со школьных времен вызывают отторжение. Но сегодня мы их амнистируем, чтобы рассказать о замыслах архитекторов. Как Казанская Ратуша связана с Италией, откуда у Дворца водных видов спорта жабры и где у театра «Экият» сцена, на которой никто не выступит.

Что еще вы могли пропустить?

Нацбиблиотека — развевающееся знамя

Год: 1987
Авторы проекта: команда под руководством Анатолия Полянского

Здание Нацбиблиотеки не просто стоит на набережной Казанки, оно еще и развевается, как красное знамя на ветру. Такого эффекта добились за счет нескольких красных «коробок» разного размера, сложенных неравномерно, в виде уступов. За красный оттенок «знамени» отвечает пористая горная порода — туф. Его больше 30 лет назад привезли из Армении, а во время реставрации в 2020 году привезли оттуда снова.

Такая отсылка не случайна. Эта постройка — яркий представитель советского модернизма, а он очень символичен. Здание строили как казанский филиал музея Ленина, девизом проекта была фраза «Ленин — наше знамя». По задумке архитекторов его должно было быть видно издалека. Оно и видно. Особенно в темное время суток, когда включают подсветку, которая двигается волнами в ритме развевающегося полотна.

Казанская Ратуша — итальянское палаццо

Год: 1860
Авторы проекта: Михаил Коринфский, Николай Ефимов

Я: Хочу посмотреть на палаццо в Венеции, Флоренции...

Мама: У нас есть палаццо дома

Палаццо дома: *картинка с Казанской Ратушей*

И правильно, зачем лететь в Италию, если можно бесплатно заглянуть на нашу площадь Свободы. Здесь стоит роскошное здание городской Ратуши, которое имеет вид палаццо — итальянского дворца-особняка. За полтора века оно несколько раз меняло функцию и название: в царское время было Дворянским собранием с балами и концертами, а в советское — Крестьянским собранием, Домом Красной Армии и Домом офицеров.

Фанфакт: люстры в Ратуше из хрусталя Swarovski, их привезли из Австрии в 2005 году.

Дворец водных видов спорта — волна

Год: 2013
Автор проекта: бюро СПИЧ

Спорткомплекс на берегу Казанки привлекает к себе внимание необычной формой — словно накатывающая на нас волна. Линии здания слегка изгибаются и создают упругость, сравнимую с движением пловца, двигающегося на большой скорости, объяснял автор проекта Сергей Чобан. Эффект усиливается принтами воды.

При должной фантазии на боковых фасадах можно даже разглядеть жабры. Архитекторы закодировали их в чередовании шлифованных и полированных элементов.

Основные несущие конструкции дворца выполнены из дерева. Во-первых, потому что специально обработанная древесина прекрасно работает в условиях повышенной влажности. Во-вторых, потому что придает атмосферу тепла и уюта, а в-третьих, это отсылка к национальным архитектурным традициям Татарстана.

«Ак Барс Арена» — водяная лилия

Год: 2013
Автор проекта: бюро Populous

У «Ак Барс Арены» много общего с Дворцом водных видов спорта: одногодки, построены к Универсиаде, стоят на берегу Казанки и — главное — на их внешность повлияла локация. Стадиону придали форму водяной лилии: ее очертания можно увидеть, если смотреть на арену сверху. «Природности» добавляет и зеленая крыша.

Автор концепции — известное американское архитектурное бюро Populous, в чьем портфолио есть знаменитые лондонские стадионы «Уэмбли» и «Эмирейтс».

Художественное училище имени Фешина — русский терем

Год: 1903
Автор проекта: Карл Мюфке

Спасибо провидению за то, что в 1897 году отправило в Казань молодого выпускника петербургского Высшего художественного училища. Этим человеком был Карл Мюфке, который и преподавал, и директорствовал, и трудился архитектором. Для своего места работы, Казанской художественной школы, он спроектировал одно из красивейших зданий города — каменный терем в русском стиле.

Мюфке позаботился не только об эстетике, но и о функционале. Например, окна на третьем этаже наклонные, чтобы мастерские были залиты дневным светом.

«В коридорах даже были такие маленькие “слуховые” комнаты с аркообразными потолками, где можно шепотом разговаривать — и все слышно. Чтобы какому-нибудь старичку было удобно читать лекции», — вспоминал художник Анвар Сайфутдинов.

Театр кукол «Экият» — замок и театральная сцена

Год: 2012
Автор проекта: Светлана Мамлеева

«Экият» построили на излете эпохи капромантизма, когда в моде была имитация классики, башенки, рюшечки, статуи, тонированные стекла и пестрые фасады.

Изначально театр должен был появиться в районе площади Тукая, на пересечении улицы Некрасова и Кочетова переулка. Однако это оказалось невозможно: участок еще в 2001 году купили братья Хайруллины («Красный восток»). «Коммерсантъ» писал, что Минтимер Шаймиев был в ярости, а мэрия пыталась все «разрулить» и вернуть землю — не вышло. Так кукольный оказался на Петербургской.

«Экият» обошелся Татарстану в 1,3 млрд рублей — для начала 2010-х сумма просто запредельная. Денег хватило и на сказочный замок, и на отсылку к его театральности: выступающая часть перед главным фасадом — это имитация сцены.

Дом Шамиля — татарский замок

Год: 1863, 1903 — перестройка
Авторы проекта: Генрих Руш, Федор Амлонг

Эркер, напоминающий башенку с зубцами, навесные бойницы, лепные вензеля, шатер с флюгером, полуколонны — смотрите, сколько элементов из разных направлений уместили архитекторы в одном здании. Но нам с вами хватит и одного слова — замок.

Он сделан на татарский лад, вдохновлен средневековой европейской архитектурой и выполнен в разных стилях: есть элементы готики (башенки), отсылка к модерну (оконная расстекловка и плавные линии) и черты мавританского стиля (повторяющиеся узоры).

Особняк построили для богатого купца Ибрагима Апакова в 1863 году. Спустя почти 40 лет здание пострадало от пожара, и в 1903 году его пришлось сильно перестроить — по проекту Руша и Амлонга. А домом Шамиля это место прозвали из-за мужа дочери Апакова — генерала Мухаммед-Шафи Шамиля. Так что если увидите на фасаде букву А, вы поймете, как ее расшифровать.

Дом печати — раскрытая книга

Год: 1935
Автор проекта: Семен Пэн

Монохромный гигант с идеальными линиями и большим количеством стекла — одна из главных звезд казанского конструктивизма. Здание построил архитектор с красивой фамилией Пэн. Семен Самойлович никак не был связан с Казанью: родился в Одессе в семье раввина, учился в Ленинграде, а жил и творил в Москве. Он подарил Дому печати книжную символику: ленточные окна — это строчки, полукруглый вертикальный выступ — книжный корешок.

***

Вообще, про Дом печати хочется рассказать отдельным текстом — он этого достоин. В финальной версии проекта его предлагали сделать розовым, но архсовет зарубил идею. Еще у здания есть родственник: их разделяют две тысячи километров.

За помощь в подготовке материала спасибо Лилии Набиуллиной — историку, экскурсоводу и методисту «Казань глазами инженера», автору блога «Казань через историю и искусство».


Еще заметки







загрузить еще