«Привет, дорогие подписчики! Сегодня мы будем распаковывать...» — так традиционно стартуют блогеры-распаковщики. Мы к ним не относимся, но тоже хотим устроить распаковку — культурную, с шедеврами из собрания Государственного Эрмитажа.
Один из главных музеев мира привез в Казань около 400 произведений искусства от античности до начала 20 века: работы Тьеполо, Риччи, Буше, Тенирса Младшего и других звезд художественной сцены, а еще ювелирные украшения, оружие и прочие «дорогие штучки». Все это когда-то принадлежало могущественной семье Юсуповых. Выставка, которая откроется 17 октября, так и называется — «Юсуповы. Роскошь сквозь века».
Давайте вместе заглянем за ее кулисы.
Музейная распаковка — в десяти пунктах
1. Технически выставка «Юсуповы. Роскошь сквозь века» — это 80 коробок. Из Петербурга они приехали двумя партиями на грузовиках MAN компании «Хепри», которая занимается профессиональной упаковкой и транспортировкой произведений искусства. Она уже больше 20 лет перевозит страшно дорогие выставки.
Каждый предмет застрахован. Например, портрет Зинаиды Юсуповой, написанный Франсуа Фламенгом в 1894 году, оценивается в 60 млн рублей, портрет ее матери кисти Винтерхальтера — в 80 млн, а «Пастушка» Давида Тенирса Младшего — в 35 млн. Эти и другие суммы четко прописаны.
2. Пока «Хепри» везла юсуповскую коллекцию, другая компания — Pashkevich Art — наводила марафет в залах казанского Эрмитажа. Это еще один партнер музея: он занимается монтажом и демонтажем экспозиций, настройкой света — проще говоря, ремонтом под каждую новую выставку. Цель нынешней музейной стройки — создать атмосферу Юсуповского дворца на Мойке.
3. Смена экспозиции — время, когда многомиллионным экспонатам разрешено стоять на полу. Они дожидаются своей очереди оказаться на стене: сначала в специально созданных для их транспортировки ящиках, после — «голышом» на мягком поролоне.







4. Два ящика из 80 привезенных оказались такими большими, что не влезли в дверной проем казанского Эрмитажа. Поэтому один распаковали прямо на улице, второй — оставили у входа в выставочные залы. В нем находится тяжеленная скульптура, которую позже аккуратно закатят в музей на тележке.





5. Коробки вскрывают в присутствии ответственного хранителя центра «Эрмитаж-Казань» Галины Захаровой. Она проводит приемку и смотрит, как экспонаты пережили путешествие из Санкт-Петербурга. Вместе с ней это делает командированный представитель Государственного Эрмитажа — реставратор живописи отдела западноевропейского искусства Павел Давыдов.


6. Каждый предмет упакован в белый тайвек — запатентованный компанией DuPont прочный синтетический материал. Он защищает экспонаты от негативных факторов внешней среды и сохраняет необходимый микроклимат.





7. Приемка экспонатов — это не просто «посмотрел, вроде все в порядке». Здесь нет права на ошибку. Первым делом специалист, в этот раз реставратор Павел Давыдов, осматривает картины с тыльной стороны. Тут вся история перемещения произведения на протяжении многих десятилетий и даже веков: кому принадлежало, какие катаклизмы пережило, что с ним делали, в каких музеях побывало. Каждое реставрационное мероприятие помечается специальной наклейкой с тыльной стороны.



8. После эксперт смотрит картине в лицо. Он кладет ее на стол и производит обеспыливание — очень нежно смахивает пыль. Не тряпкой, а специальной бархатной подушечкой. Даже она с историей: «инструменту» не один десяток лет, а достался он Павлу Давыдову почти в наследство от другого эрмитажного реставратора, ушедшего на пенсию.
У любого уважающего себя специалиста должна быть своя бархатная подушечка.

9. У каждого произведения есть технический сопроводительный лист, на котором отмечены все изъяны, все болевые точки. Это простой А4 с цветным изображением экспоната. Раньше его печатали как есть, со стопроцентной яркостью, а потом стали делать это в бледном формате. Зачем? Чтобы были хорошо видны пометки, сделанные ручкой.
Каждая микротрещина и потертость имеет свой номер. Специалисты должны пройтись глазами по всем и заодно отметить новые, если они появились.
Примерно через полгода Эрмитаж снова отправит в Казань своего представителя, чтобы проверить сохранность экспонатов.




10. Финальный этап — красиво все расставить и развесить. Кто, как и на какой стеночке будет находиться — все это заранее расписано, отмечено на монтажных листах, вплоть до точного расстояния между экспонатами. Не просто вытащил из ящика и повесил. Поэтому коробки пронумерованы и расставлены так, чтобы их содержимое можно было быстро достать и тут же разместить, а не таскать по залам.





Так выглядит запуск большой и дорогой выставки. С 17 октября вы можете увидеть ее вживую. Режим работы: вторник-четверг — 10:00-18:00, пятница — 11:00-20:00, суббота-воскресенье — 10:00-18:00, понедельник — выходной. Билет стоит 400 рублей.
Закроется юсуповская выставка в июле 2026 года.
***
Гуляя по залам казанского Эрмитажа, вы можете почувствовать на себе прожигающий взгляд. Не пугайтесь, это смотрители просто делают свою работу. Мы поговорили с тремя сотрудниками Центра «Эрмитаж-Казань» и узнали: каково им, когда вы трогаете картины, что пропадает из музея, если смотрители недоглядят, как развлекаются весь день на работе и как относятся к тем, кто приходит только пофотографироваться.