Все знают, что в Казани, рядом с вокзалом, есть улица Бурхана Шахиди. Но не все знают, кто такой Бурхан Шахиди. А зря. Его жизнь была долгой (он прожил почти 95 лет) и захватывающей, как турецкие сериалы.
Например, Шахиди работал с Мао Цзэдуном. Еще китайцы искренне считали его своим, но зачем-то посадили в тюрьму. Дважды. В общем, рассказываем, кто он такой.
Бурхан Шахиди и Бао Эрхань – одна личность
Бурхан Шахиди, он же Бурхан Шахидуллин (видимо, сокращать фамилии было модно) – знаменитый политик прошлого века. Только не татарский, а китайский. По такому случаю у него даже было китайское имя – Бао Эрхань. Он был настолько талантлив, что стал советником Мао Цзэдуна.
Тогда что общего между Бурханом Шахиди и Казанью, спросите вы. Все просто. Бурхан Шахиди родился в деревне Аксу (сейчас это Буинский район). Потом переехал в Казань, работал в издательстве «Мәгариф» и учился в знаменитом медресе «Мухаммадия». Там он изучал бухучет и самостоятельно занимался русским. В общем, он – наш земляк.
Китайцы так не думают. Для них Шахиди – свой
Только у китайцев другое мнение. Они уверены, что Бурхан Шахиди – их земляк, и он родился в округе Аксу в Синьцзяне (это большой район в Китае). Совпадение? Возможно, эта удобная версия существует только для того, чтобы китайцы не сомневались в праве Шахиди на власть в их стране.
Есть еще один железобетонный аргумент с их стороны. Некоторые говорят, что у Бурхана Шахиди слишком конфуцианские черты лица, поэтому он точно родился в Китае. Убедительно!
На самом деле Бурхан Шахиди переехал в Китай в 17-18 лет.
В Китае он оказался по работе, но слегка задержался. На полвека
История такая: однажды на Нижегородской ярмарке известный купец Исмагил Яппаров позвал Шахиди поработать бухгалтером в его компании в Китае. Это было предложение, от которого Шахиди не смог отказаться. Так он переехал в Чугучак в Синьцзяне.
Там у него все закрутилось-завертелось, и знания иностранных языков помогли ему стать китайским консулом.
Был перерыв в карьере: Шахиди посадили в тюрьму
Однажды Шахиди назвали немецким и японским шпионом и посадили в тюрьму на несколько лет. Говорят, по наводке советских спецслужб.
После тюрьмы он управлял огромным районом – Синьцзянем. Не потому, что стал криминальным авторитетом, а потому что обвинение оказалось ложным и его реабилитировали. И еще: благодаря Шахиди Синьцзян тихо и мирно присоединился к КНР.
В 59-60 лет его пригласили в Пекин. Тогда он окончательно присоединился к политической элите Китая. Кажется, жизнь играла с Шахиди: в годы «культурной революции», когда ему было за 70, его снова посадили в тюрьму. На 10 лет! А потом реабилитировали.
От работника типографии до верхушки китайского правительства – это сильно. Его история доказывает, что возможно все. Главное – знать кучу языков и иметь конфуцианскую внешность.
В биографиях других личностей, в чью честь называли улицы Казани, тоже много увлекательных деталей. Лаврентьев, например, рыбачил с Нилом Армстронгом, Ямашев был интеллигентом и бунтарем, а Амирхан предсказывал будущее.