Почему день рождения англичанки Луизы Браун празднуют во всем мире

Фото: Наиль Рафаилович НуриевФото: Наиль Рафаилович Нуриев

25 июля День вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Это профессиональный праздник врачей-репродуктологов и эмбриологов, а еще важный день для миллионов семей, где дети появились благодаря ЭКО. Об этом празднике рассказал нам Наиль Рафаилович Нуриев, репродуктолог и главный врач «Клиники Нуриевых».

Первая ЭКО-малышка

День ВРТ – это не просто условная дата, которую придумали в ВОЗ, ООН или других международных организациях. 25 июля 1978 года в Англии родилась Луиза Браун – первый человек, появившийся на свет с помощь экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Сегодня ей исполнилось уже 42 года. Она няня по профессии, и сама уже мама двух сыновей, зачатых естественным способом.

У мамы Луизы, которую звали Лесли Браун, был диагноз: непроходимость маточных труб. В 2020 году помощь при таком диагнозе – самая простая задача для репродуктолога. Но 42 года назад женщины с трубным фактором были лишены радости материнства в принципе. Кто помог Лесли Браун?

Доктора Эдвардс и Стептоу – родители для миллионов детей в мире

Это два человека: эмбриолог Роберт Эдвардс и гинеколог Патрик Стептоу. Их открытие можно сравнить с первым полетом в космос и с расшифровкой ДНК. Им впервые удалось сделать весь цикл ЭКО: забрать яйцеклетку, оплодотворить ее вне тела женщины, перенести в матку и получить беременность, которая завершилась рождением здорового ребенка. За это доктор Эдвардс в 2010 году получил Нобелевскую премию по медицине. Доктор Стептоу, увы, не дожил до самой престижной награды.

В 2008 году мне посчастливилось побывать в клинике, которую основали Эдвардс и Стептоу. В 12 милях от Кембриджа на лужайке размером с футбольное поле пасутся лошади, а в центре – особняк. В таких экологически чистых условиях эмбрионы чувствуют себя превосходно. Жаль только, что моя встреча с самим Робертом Эдвардсом так и не состоялась.

Но прежде чем к Эдвардсу и Стептоу пришел успех, они сделали много неудачных попыток. В 1976 году получили клиническую беременность, но она оказалась внематочной. С тех пор технология ЭКО ушла далеко вперед. Достаточно сказать, что число внематочных беременностей после ЭКО стремится к нулю, хотя в среднем по популяции их 6%. Нам, современным врачам, бывает страшно представить, в каких условиях работали первопроходцы.

В поиске идеального препарата для роста яйцеклеток

Простой пример. Чтобы получить достаточное количество яйцеклеток, мы стимулируем яичники гормонами. Во времена Эдвардса и Стептоу качественных препаратов для стимуляции не было. Эдвардс отказался от стимуляции вообще, и делал Лесли Браун ЭКО в естественном цикле. Сейчас этот протокол ЭКО популярен у религиозных пациенток и тех, кому нельзя гормоны.

Долгое время врачи использовали кломифена цитрат, но у этого препарата есть побочное действие: он портит эндометрий, эмбрион не закрепляется в матке и получается внематочная беременность. Только потом медицина пришла к использованию гонадотропинов. Их извлекли из мочи женщин в менопаузе! При наступлении менопаузы гипофиз чувствует изменения в организме, и пытается заставить яичники работать. В результате в моче у женщины оказывается большая доля гормона ФСГ, который отвечает за развитие яйцеклеток.

Громоздкие аппараты УЗИ и уколы вместо свечей

В современных клиниках забирают яйцеклетки из яичников через женские половые пути с помощью иглы под контролем УЗИ. Рутинная процедура! В конце 70-х годов таких возможностей не было, и приходилось делать операцию. Патрик Стептоу был одним из пионеров лапароскопии в гинекологии, и он забирал яйцеклетки через прокол на животе. На серьезную помощь УЗИ в то время рассчитывать не приходилось. Старые аппараты, мало того что были громоздкие, так еще и не имели трансвагинальных датчиков.

На этом сложности не заканчивались. Пациентки ЭКО принимают препараты для поддержки эндометрия. Сейчас это простые свечи, но раньше нужно было делать по 4 болезненных укола прогестерона в день!

За 40 с лишним лет технология ЭКО стала многократно комфортнее, доступнее и эффективнее, но имя Луизы Браун навсегда в нашей истории.

Партнерский материал


Еще новости





загрузить еще