«Это как китайская подделка брендовой вещи». Дворцу земледельцев уже 15 лет, а его до сих пор о(б)суждают

«Это как китайская подделка брендовой вещи». Дворцу земледельцев уже 15 лет, а его до сих пор о(б)суждают

На прошлой неделе в соцсети Х (бывший твиттер) залетел твит о нашем Дворце земледельцев, к которому мы все давно привыкли и на который просто не обращаем внимания. Все началось с питерского гида, который выложил фото казанского дворца и написал: «Ну давайте, любители ретротрамваев, скажите еще, что вам нравится вот это...»

Его ретвитнула пользователь Yapatlataya: «Кто-то может мне аргументированно, экспертно, по полочкам сказать, почему это здание уродливое, если оно реально красивое?» Она собрала почти пять тысяч лайков и больше ста комментариев. Некоторыми мы поделимся с вами: это взгляд со стороны на одну из главных казанских достопримечательностей новой волны.

Почему здание «уродливое, если оно реально красивое»? Мнение твиттера

Скрины: x.comСкрины: x.com

А что говорит сам автор Дворца земледельцев?

Создатель величественного замка — архитектор Леонид Горник. В 2024 году он вышел на трибуну — дал довольно эмоциональное интервью нашим коллегам из «Татар-информ», в котором рассказал, как создавался проект, зачем понадобилось дерево и что чувствует, когда слышит критику.

Обвинения в «неклассическости» — вздор. «У Дворца земледельцев все фасадные элементы выполнены прямо по трактату “Правило пяти ордеров архитектуры” теоретика эпохи Возрождения Джакомо да Виньолы. Вся пластика дворца базируется на двух архитектурных ордерах — ионическом и коринфском. Ионический ордер — это собственно весь массив здания, а коринфский применен на главной входной части. Все пропорции этих ордеров тоже полностью соблюдены. То есть там нет какой-то архитектурной вольницы — хочу так или эдак, все сделано по правилам».

Проект сочинили за месяц. «Был конкурс, и мы приложили максимум старания, чтобы в нем победить. На эскизный проект давали всего месяц. Мы собрались нашим коллективом, обсудили, как будем работать. Я взял себе 12 дней, чтобы сформировать саму идею, остальные 18 дней оставили на ее оформление. У нас уже была своя архитектурная мастерская со способными ребятами, мы как раз обновили компьютеры и можно было делать хорошие на тот момент рендеры. Макетная группа тоже ждала материала.

Я пришел домой и немедленно взялся за проект. Каждую ночь часа в три выходил прогуляться минут на сорок, чтобы можно было заснуть, а утром продолжал работу. Все эти 12 дней были как единый процесс. И не было возможности делать варианты. Все, что появлялось, сразу ложилось на карандаш».

Без дерева было бы не то. «Классическая архитектура в чистом виде сама по себе скучновата, если в ней нет какого-то ядра, вокруг которого она формируется. Архитекторы античности всегда применяли скульптуру или какой-то декор в качестве ядра композиции. И я пошел таким же путем. Древо — это ядро всей композиции.

У меня есть знакомый, который говорил: когда я первый раз подошел к Дворцу земледельцев, я, кроме дерева, вообще ничего не увидел. Не запомнил, какого цвета здание, сколько в нем этажей. Только дерево. Ну это, наверное, эмоциональное преувеличение, здание все-таки должно быть видно. Но, тем не менее, цель достигается вот так. То есть должно быть ядро, а сама классическая архитектура служит для него фоном.

Но фон тоже должен быть достойный, настоящий, правильный. Тогда одно соответствует другому. То есть если уж бриллиант, то обязательно в золотом обрамлении, а не в железном.

Почему вообще было выбрано именно дерево? Мотив взят из библейского сюжета. В раю, как известно, было два дерева — древо жизни и древо познания добра и зла. Здесь представлено древо жизни как символ самой жизни на Земле, символ красоты природы, ее воспроизводства и возделывания. Эта тема близка сельскому хозяйству».

Критика задевает. «Считаю, что мы ничего плохого никому не сделали и хотели сделать только хорошее. Не знаю, откуда берутся эти негативные нотки. <...> Я живу рядом с ним, часто хожу мимо и слушаю, что говорят экскурсоводы. Мне хотелось бы, чтобы они более вдумчиво подходили к рассказу о нем. Например, они говорят, что стиль у здания то ли бозар, то ли эклектика. Что сельское хозяйство у нас хорошее, а архитектура — “ну, есть разные мнения, кому-то нравится, кому-то не нравится”.

То есть они настолько принижают труд людей, которые горели энтузиазмом во время строительства... Под нашей эгидой тогда работали 800 человек, это все наши сограждане, в основном жители Казани. И знаете, невозможно такое здание построить без творческого огня. Здесь столько всего вложено — труда, мастерства, талантов разного рода людей. Найти такое количество специалистов, и чтобы у каждого из них как проектирование, так и строительство давало такую отдачу, — уже одно это можно считать достоянием нашего города.

Ну и чтобы говорить о стилях, надо немного в них ориентироваться. В основном говорят, что это эклектика. А там нет никакой эклектики, потому что эклектика — это смешение стилей. Там нет других стилей, только классический».

***

Монументальная новостройка, притягивающая людей с фотоаппаратами, появилась в центре Казани в 2010 году. Шикарный экстерьер с барсами, колоннами, куполами и бронзовым 20-метровым деревом скрывает ничем не примечательные офисы Минсельхоза РТ. Да, внутри без лепнины и антикварной мебели, зато с музеем и столовой.

У Дворца земледельцев есть дальний родственник в Париже — дворец Пти-Пале. И пусть у них разные «производители» и большая разница в возрасте, но сходство налицо.


Еще заметки





загрузить еще