1004_Сатисфакция

Она вернулась: по Казани снова разъезжает гармошка. Радоваться или нет?

Она вернулась: по Казани снова разъезжает гармошка. Радоваться или нет?

*Бамс!*

Это казанский общественный транспорт ударился о дно, а теперь пытается оттолкнуться. Его деградацию признали на самом высоком уровне: и глава Татарстана Рустам Минниханов, и мэр города Ильсур Метшин.

Начались медленные попытки реанимации сферы. В январе назначили нового рулевого комитета по транспорту, а в начале февраля с фанфарами встречали старого знакомого — автобус-гармошку. Казань удалила его из друзей еще в нулевые — безо всякого сожаления. Теперь же робко пытается возобновить отношения.

Получится?

Первый заход был ужасным

Ikarus и Karosa — звучит как заклинание, с помощью которого Волан-де-Морт мог бы разбудить древнее автобусное зло. К счастью, магии не существует, поэтому два этих слова способны лишь стряхнуть пыль с полки не самых приятных воспоминаний. Именно чешские «Каросы» и венгерские «Икарусы» бороздили просторы казанской вселенной в конце 20 века и начале нулевых.

Гармошки обычно обслуживали дальние и перегруженные маршруты. Возили людей из спальных районов в центр и на крупные заводы. №7 ходил от Квартала до комбината «Здоровье», №23 — от Юдино до ж/д, №56 — от Волгоградской до Патриса Лумумбы.

Еще были №8, 24, 26, 33, 46, 49, 52 и 76 — все они имели дело с длинными автобусами.

Их «клиенты» вспоминают, как с боем залетали в вечно переполненные «Каросы» и «Икарусы». В любое время года в салоне стоял запах солярки, от которого тошнило и кружилась голова. Зимой гармошки превращались в морозилки.

«Студенческая романтика! Дубак, запах солярного дымогана, стоишь на Волгоградской, подъезжает эта гармошка, распахивает двери, и ты только поднимаешь ноги — толпа тебя сама впихивает в нее. По дороге до Гоголя даже не держишься, потому что толпа тебя держит. Потом снимаешь верхнюю одежду, и она вся в губной помаде. И как только кондуктор расчищал себе путь...» — этот комментарий прекрасно описывает те славные времена.

Теперь все должно быть по-другому

С таким бэкграундом сложно возвращаться в город, где тебя ждут с вилами. Помирить Казань с сочлененными автобусами должен белорусский МАЗ 216. В его арсенале: хорошая проходимость, плавный ход, кондиционеры и вместимость до 200 человек.

С прошлой недели гармошку тестируют на маршруте №36 — от Осиново до бывшего Вьетнамского рынка. Если все пройдет удачно, город закупит еще несколько таких машин.

Можно считать это хорошей новостью. Длинные современные МАЗы — отличный вариант для того, чтобы вытаскивать людей из спальных районов и везти на большую землю.

По нашей просьбе урбан-активист и автор телеграм-канала «Кояш про Казань» Дмитрий Сагдеев чуть подробнее расшифровал необходимость гармошек.

Гармошки нужны под очень большие пассажиропотоки. Если в час пик транспорту приходится ходить чаще, целесообразнее увеличить его вместимость, чем запускать дополнительные единицы. Дополнительной «секции» автобуса не нужно платить зарплату, она занимает в потоке меньше места, чем «полтора автобуса». Той же самой логикой мы руководствовались, когда меняли пять «Газелек» на один большой автобус.

Если ваш автобус «в мясо» даже при интервале движения меньше 10 минут, гармошка — это ваше решение. А если и гармошка каждые пять минут не спасает, то без метро уже не обойтись.

Гармошка может протиснуться почти везде. Что касается узости улиц, скажите это, например, жителям Цюриха, где работают троллейбусы с целыми двумя гармошками. На самом деле вынос автобуса с гармошкой сопоставим с выносом обычного автобуса. А иногда у него колесная база даже поменьше. Ведь именно для вписывания длинного автобуса в улицы гармошка и нужна.

У нас много где и обычный 12-метровый автобус не помещается. Например, на Пушкина/Горького. Однако никто же не призывает их оттуда убрать.

Но это не значит, что нужно менять все на гармошки. Ибо любое решение нужно использовать с точки зрения здравого смысла. Например, в соседней Самаре на большинстве маршрутов работают двухвагонные трамваи, но делают это сильно в ущерб регулярности движения. То есть вместо одновагонного трамвая раз в 10 минут, вам приезжает сцепка раз в 20 минут.

20 минут ждать согласны далеко не все. Поэтому тут тоже важно не переусердствовать.


Еще заметки








загрузить еще